Интеллектуальный угон. Физика процесса, как распознать и как предотвратить.

В последнее время в нашем городе зафиксировано немало случаев и еще больше попыток «интеллектуального» угона автомобилей. Что мы называем «интеллектуальным» угоном? Это способ завладения транспортным средством, оборудованным автосигнализацией, с помощью высоких технологий, сложного электронного оборудования, а так же посредством некоторых приемов психологического манипулирования поведением жертвы. То есть угон, где основная работа по обезвреживанию охранного комплекса проделывается не фомками и отмычками, а головой и приборами. В этом случае угонщик либо сам подбирает радиокод снятия автосигнализации с охраны, либо заставляет владельца непроизвольно выдать эти кодовые посылки, оставляя за собой возможность этими кодовыми посылками воспользоваться.

Не будем сильно углубляться в физику процесса, попробуем описать суть явления человеческим языком. Снятие и постановка в охрану систем автосигнализации осуществляется, как правило, кодовой посылкой, излучаемой в радиоэфир брелком этой системы. Каждый брелок «прописан» в своей системе, и не может управлять чужими. Радиокод брелка может быть статическим (постоянным и не изменяющимся) или динамическим (постоянно изменяющимся по определенному алгоритму).

Автосигнализации со статическим кодом легко можно взломать с помощью код-граббера. Это устройство, которое перехватывает из эфира кодовую посылку, и записывает в свою память. Повторное воспроизведение кодовой посылки из код-граббера в радиоэфир снимает систему сигнализации с охраны. Справедливости ради хочется отметить, что в настоящее время автосигнализации со статическим кодом встречаются все реже и реже, и это, как правило, системы из самой низкой ценовой категории. Значительную часть из них составляют не сертифицированные и завозимые «по серому» китайские и корейские изделия и системы из ОАЭ.

Подавляющее число автосигнализаций имеет изменяющийся динамический код. Но степень секретности кода может быть различной, и в тех системах, где количество кодовых комбинаций относительно не велико, автосигнализация может быть взломана с помощью сканера. Сканер – это прибор, который излучает в эфир определенные серии кодовых комбинаций, в надежде на то, что одна из них совпадет с искомым кодом. Однако и эта технология на сегодняшний день малоприменима, ввиду того, что многие современные системы имеют защиту от сканирования – то есть, распознав попытку подбора кода, автосигнализация автоматически блокируется. Кроме того, кодовая посылка может иметь сложную многоразрядную динамическую комбинацию, которая окажется не по зубам сканеру.

Сегодня практически все более-менее серьезные автосигнализации оснащаются системой динамического кодирования KeeLoq (запатентовано Microchip USA). Эта система, по заявлению производителя, абсолютно не подлежит взлому (даже сам производитель не в состоянии это сделать!) и поэтому граббинг и сканирование таких автосигнализаций не приводит к снятию системы с охраны. Мы не имеем твердых доказательств ложности данного заявления, поэтому будем считать, что оно верно. Одним словом, если на Вашем автомобиле установлена не откровенно дешевая сигнализация (за систему с установкой Вы заплатили больше 130 –150$), и эта система относительно современна (не трех – пятилетней давности), то можете быть уверены, что Ваша сигнализация обладает динамическим радиокодом. Каждый раз при нажатии на брелок в эфир летит абсолютно новая кодовая посылка, и какая именно она будет, знают только центральный блок сигнализации и брелок. Они общаются друг с другом на одном, только им известном языке, и этот язык не подлежит расшифровке. Но!…

С этого места – повнимательнее!

Существуют достаточно простые методики, позволяющие обмануть систему сигнализации и её владельца. Самый простой способ – не дать владельцу активировать режим охраны. Для этого достаточно включить рядом с автомобилем любой сравнительно мощный радиопередатчик, работающий на частоте, близкой к частоте брелка сигнализации. Армейской радиостанции Р–105 хватит, чтобы заглушить автопарковку на 30 – 70 машин. При этом центральный блок сигнализации просто не увидит кодовых посылок от брелка. Внешне это выглядит так: паркуется автомобиль, из него выходит владелец, жмет на брелок сигнализации — никакого отклика. Жмет второй раз, третий — ноль эмоций. В конце концов, осыпая проклятиями сигнализацию, установщиков, арабских террористов и собственную тёщу, наш водитель запирает машину на ключ и уходит. Как только владелец скрывается из виду, к машине подходит угонщик. На то, чтобы открыть дверь, сломать замок зажигания и запустить двигатель грамотному угонщику потребуется менее одной минуты. И если на машине нет других противоугонных рубежей, считайте, что она уже угнана.

Более интеллектуальный способ со стороны выглядит так же, как и в предыдущем случае, только система после третьей-четвертой попытки вдруг неожиданно (то есть, нет привычной временной привязки между нажатием на кнопку брелка и откликом сигнализации) становится на охрану. В этом случае владелец покидает место стоянки без матов и проклятий. Более того, многие совершенно не придают значения не совсем обычной постановке системы на охрану, абсолютно спокойно оставляют автомобиль фактически на растерзание угонщику. А ведь неожиданная постановка системы сигнализации на охрану после третьего-четвертого нажатия на кнопку брелка есть вернейшей признак того, что вы находитесь под колпаком у «интеллектуального» угонщика! Что при этом происходит: во время попытки постановки автосигнализации в охрану специальным прибором вводится помеха в радиосигнал и центральный блок системы «не видит» брелка. Те кодовые посылки, которые владелец в это время судорожно посылает в эфир, перехватываются узконаправленной антенной и записываются в кодграббер. После того, как записаны две-три посылки, прекращается «глушение» радиоэфира, и тут же из код-граббера воспроизводится первая кодовая посылка. Система сигнализации её принимает и включает режим охраны. Владелец автомобиля, думая, что это именно он поставил систему в охрану, спокойно уходит. Через некоторое время в эфир летит вторая записанная кодовая посылка, система и её принимает, ведь это именно тот код, который и должен быть по алгоритму, и автомобиль снимается с охраны и даже открывает двери. Дальше вы знаете…

Такой способ опасен для всех систем сигнализации, где как постановка, так и снятие с охраны осуществляется одним нажатием на одну и ту же кнопку. Для систем с двухкнопочной конфигурацией такой трюк не проходит! Есть информация о существовании прибора, где процедура «глушение системы – перехват кодовой посылки – воспроизведение её в эфир» производится в автоматическом режиме и не зависит от расторопности «оператора». В этом случае подмена кода осуществляется практически незаметно для пользователя, но так или иначе, как минимум одна кодовая посылка остается безответной для сигнализации и записывается в кодграббер!

Что делать, если вы распознали «интеллектуальное» посягательство на ваш автомобиль? Первое желание, возникающее в таких случаях — сесть в машину и уехать подальше от этого места. Желание оправданное — редко когда угонщики преследуют конкретный автомобиль — это происходит только в том случае, если этот конкретный автомобиль «заказан». Обычно они «дежурят» на плотных и людных парковках у хороших магазинов, офисных зданий, на рынках, особо не «засвечиваются», и довольствуются тем, что само попадет в их сети.

Если же Вы обладаете достаточно дорогим автомобилем, к тому же входящим в «группу риска» покидая подозрительное место обязательно проследите, чтобы за Вами не было «хвоста». Не лишним будет сделать промежуточную остановку и проверить, как сигнализация отзывается на команды брелка, но делать это стоит только в случае отсутствия слежки.

Если нет возможности уехать — обязательно оставьте кого-нибудь присматривать за машиной и активируйте дополнительные противоугонные устройства. Причем нелишне будет сделать это нарочно–демонстративно.

Третий совет — не чувствуйте себя жертвой. Вы предупреждены, значит — вооружены. Помните, что подобное посягательство возможно только с небольшого расстояния, и злодеи находятся в десяти – двадцати метрах от вас. Редко они прячутся за углом или за деревом, обычно «работают» из автомобиля без номеров и с затонированными стеклами. Оглядитесь по сторонам, вычислите угонщиков и дайте им понять, что все их преступные замыслы полностью раскрыты. Подойдите, поговорите о погоде, закурить попросите, поинтересуйтесь, а что это у них за интересная коробочка с кнопочками J?…

Каким образом свести к минимуму саму вероятность «интеллектуального» угона?

Во–первых, при выборе сигнализации отдавайте предпочтение тем системам, где постановка и снятие с охраны осуществляется двумя разными кнопками. В этом случае при удачном посягательстве на Ваш автомобиль угонщик сможет только еще раз поставить систему в охрану, а код снятия с охраны перехватить будет не так просто, а подменить еще сложнее. Кстати, начали появляться сигнализации, где присутствует дополнительная функция постановки на охрану без использования брелка. Использование этой функции при попытке «интеллектуального» угона не оставляет злодеям никаких шансов.

Во–вторых, обязательно активируйте дополнительные противоугонные и противоразбойные функции Вашей сигнализации — режим иммобилайзера, антихайджека и прочие, если они имеются. Не пренебрегайте дополнительными противоугонными устройствами – механическими блокираторами, электронными иммобилайзерами, «секретками», и, самое главное, заставьте себя всем этим регулярно пользоваться! Да, Вам придется совершать комплекс некоторых дополнительных телодвижений, что может быть не всегда удобно, но это лучше, чем кусать локти, оставшись без автомобиля.

Ну и, в–третьих, не расслабляйтесь и будьте бдительны!

© БЛЮЗМОБИЛЬ-Амур 2004

Нажмите что бы закрыть просмотр картинки