Азбука защиты

Несколько лет назад в руки попал документ под названием «Обязательные требования к оснащению автомобилей охранными устройствами». Подготовлен он был специалистами консалтинговой фирмы для автомобильного отдела одной страховой компании. По сути, это шпаргалка, пользуясь которой, страховые агенты проверяли выполнение автовладельцами требований компании по оснащению автомобиля противоугонными устройствами. На машины ВАЗ-2101-07, помнится, предписывалось ставить сигнализации Excalibur. На «08» и «09» — системы Sicura или GT. Для иномарок ценой до $15000 противоугонные комплексы «профессиональной серии» вкупе с замком Mul–T–Lock, а более дорогие машины требовалось оснащать только системами Code AlarmDefaClifford и им подобными. То есть, если стоит Clifford — страхуем и, коль наступает страховой случай, выплачиваем возмещение, а если нет — извините. О том, КТО, КАК и ГДЕ должен устанавливать эти сигнализации, в документе не было сказано ни слова.

Товары и услуги.

Теперь нужно усвоить одну важную вещь. Защита автомобиля от угона (читай — установка сигнализации, иммобилайзера или механического блокиратора) — это не товар, а услуга. И качество этой услуги складывается как минимум из двух составляющих.

Первая — это подбор охранных устройств. Делать это нужно с учетом целого ряда факторов, начиная с «криминогенности» автомобиля, характера его эксплуатации, способа хранения и заканчивая психологией владельца. Шаблона здесь нет, да и быть не может. Но есть кое-какие соображения общего характера. Если речь идет о защите отечественного автомобиля с карбюраторным двигателем (а пока что таких большинство), то ее следует строить с приоритетом механических средств, причем как традиционных, так и «эксклюзивных». К последним можно отнести, например, защитный бандаж (кожух) для подкапотной сирены. Сигнализацию же лучше выбрать простую, недорогую, но надежную, и обязательно дополнить ее второй сиреной (тоже с автономным питанием), спрятанной в салоне.

Подход к оборудованию иномарок несколько иной. Начнем с того, что в своем подавляющем большинстве современные машины комплектуются штатной противоугонной электроникой — транспондерным иммобилайзером (его метка встраивается в ключ) или полнокомплектной охранной системой с функцией звукового оповещения. Но, увы, технология массового производства автомобилей нередко сводит достоинства этих устройств на нет. Ведь, изучив схему подключения штатной противоугонной системы на примере одного автомобиля и найдя способ ее нейтрализации, можно успешно применять эту же схему на любой другой машине той же марки. Классический пример — замена бортового компьютера на принесенный с собой, который, будучи должным образом перепрограммированным, в руках угонщиков работает как «мастер-ключ», то бишь универсальная отмычка. К счастью, в последний момент что-то или кто-то спугнул угонщиков. Так что не питайте иллюзий насчет «родных» иммобилайзеров. Особенно если автомобиль новый и дорогой. В любом случае это устройство стоит «укрепить», поставив дополнительный иммобилайзер или сигнализацию, причем обязательно с беспроводными блокировками электроцепей! Таких блокировок должно быть три или даже четыре. А из механических средств защиты иномарок лучше выбирать не универсальные, а только те, что предназначены для данной модели автомобиля. Вторая и, пожалуй, более весомая составляющая — это технология и качество монтажа. Вы можете красноречиво доказывать совершенство той или иной популярной сигнализации, восхищаться набором ее противоугонных функций, расхваливать продуманные алгоритмы работы и радоваться легкости программирования. Но если все электронное «хозяйство» суперсторожа примитивно уложено под обивку в ногах водителя, эффект будет мизерным. Механический блокиратор, даже если он сделан из самой прочной в мире стали, но безграмотно установлен, угонщики обезвредят за считанные секунды…

Показательный случай настойчивости угонщиков. На ВАЗ-21099, угнанном в 1997 году от жилого дома, стояли: сигнализация Red Scorpio(нейтрализована проникновением в подкапотное пространство через окно в арке крыла), замок типа hood-lock (вырван ценой сильной деформации капота), замок на педали (снят после перепиливания площадок), клапан на бензопровод (обойден с помощью прямой подачи топлива в карбюратор из пластиковой бутылки), дверные запоры типа Defend Time (выбиты ударами ноги изнутри) и, наконец, радиопоисковая система LoJack, благодаря которой машина и была найдена.

Как не нарваться на халтуру? Прежде всего, держитесь подальше от «мастеров», обещающих поставить любую систему за пару часов, и никогда не оборудуйте автомобиль в случайных местах — «гаражные» сервисы частенько грешат связями с угонщиками, но редко соблюдают правильную технологию монтажа. Установка сигнализации в мастерской при автосалоне, где вы покупали автомобиль, — тоже не лучший вариант: «фирменные» электрики вряд ли станут утруждать себя поиском нетрадиционных решений и скорее всего сработают по шаблону. Но, отказываясь от их услуг, обязательно проясните гарантийную политику продавца — нередко торговцы автомобилями отказывают клиентам в гарантийном ремонте электрооборудования, если сигнализация установлена в другом месте. Лучше всего, пожалуй, обратиться в специализированный центр, причем из числа тех, что работают уже не первый год и пользуются хорошей репутацией. Как правило, такие фирмы работают с узкой номенклатурой охранных систем (установщикам невыгодно связываться с гарантийными ремонтами, поэтому предлагаемые клиентам сигнализации проходят «естественный отбор» на надежность), хорошо знают особенности монтажа, применяют собственные технологические наработки и во многих случаях дают бессрочную гарантию. Здесь вас предупредят о возможных проблемах, связанных с установкой сигнализации именно на вашу машину (например, на некоторых автомобилях после разрыва цепей датчиков зажигается лампочка «check engine»), а еще порекомендуют механические средства защиты. Кстати, имейте в виду, что на оборудование автомобиля может уйти не пара часов, а целый рабочий день, а то и два.

И еще. При установке электронного охранного комплекса вас наверняка спросят, какие дополнительные (сервисные) функции вы хотите использовать. Быстро разобраться в этом вопросе и понять, что для вас является главным, а что — второстепенным, непросто. Если система позволяет запрограммировать пошаговое открывание дверей (первым нажатием на кнопку брелока открывается только водительская дверь, вторым — все остальные), эту функцию стоит использовать, особенно если вы часто ездите в одиночку. Автоматическое запирание дверных замков после включения зажигания, запуска двигателя или после достижения определенной (небольшой) скорости тоже повышает уровень персональной защиты, по крайней мере — от «барсеточников», а иногда и от тех, кто не прочь вышвырнуть вас из машины.

Удобства, которые предоставляет режим охраны с работающим двигателем, вы оцените зимой: запустив мотор и закрыв машину, можно подняться домой, собраться и позавтракать. Проверка зоны действия пейджера (примерно через пять минут после постановки на охрану система посылает короткий «контрольный» радиосигнал) — тоже полезная функция, особенно если дистанционный извещатель вы все время носите с собой. А вот функцию пассивной постановки на охрану рекомендуем активировать только в том случае, если алгоритм ее работы полностью исключает запирание ключей в салоне.

Как найти «хорошие» установочные центры? Поспрашивайте у знакомых, загляните на популярные сайты в сети Интернет, где этот вопрос обсуждается в конференциях.

Страхование.

Многие считают, что страхование автомобиля по рискам «угон» и «ущерб» (Автокаско) является единственным способом стопроцентной защиты интересов автовладельца. В какой-то мере это действительно так. Однако, покупая страховой полис, не дайте связать себя кабальным договором: очень внимательно изучите условия соглашения! Не исключено, что они окажутся невыполнимыми (вас, к примеру, могут обязать хранить автомобиль только на охраняемой стоянке или в гараже). Знайте, что при наступлении страхового случая страховщики будут искать любые зацепки (просроченный платеж, невыполнение условий соглашения и т.д.), чтобы получить юридически обоснованный повод для отказа в выплате страховых сумм.

Гаражи.

Миф о том, что гараж — лучшее средство от угона, весьма популярен. Увы… Гаражи, конечно, бывают разные: подземные и стоящие обособленно, металлические и бетонные, охраняемые и беспризорные, «голые» и специально оборудованные. Спецоснащение бокса для хранения машины заключается в изготовлении потолочных и напольных засовов для ворот, установке внутренних штырей на створы, бетонировании пола, укреплении кровли и крыши — подобного рода услуги оказывают сегодня многие фирмы. В продаже есть довольно надежные, защищенные от грубого взлома замки и специальные приспособления. Выбор, опять же, индивидуален. Вешать стодолларовый Mul–T–Lock на качающийся от ветра железный сарай смысла нет, тем более что со многих гаражей замки часто срывают вместе с воротами (известны случаи, когда только ради этой операции угонщики покупали «убитый» грузовик, который тут же и бросали). Рекомендуем обратить внимание и на электронные системы сигнализации. Они бывают локальными, удобными для установки на «ракушки» (объемный, ударный или контактный датчик включает автономную сирену), централизованными (на такую систему имеет смысл скинуться всем членам гаражного кооператива) и индивидуальными. В последнем случае сигнал тревоги передается по радиоканалу на установленный в квартире стационарный пейджер. Владельцы дорогих автомобилей не должны забывать, что риск стать жертвой разбойного нападения при выезде из гаража или заезде в него особенно высок. Это же относится ко входу-выходу из дома, особенно если машина припаркована неподалеку.

Джип Lexus LX450 был угнан 5 января 1998 года с охраняемой стоянки. Проникнув в салон через сдвижные боковые стекла, угонщики довольно быстро разобрались со штатной сигнализацией и, свалив секцию забора, уехали через поле. В качестве временного отстойника для машины использовался арендованный гараж на ул. Москворечье. Чтобы высокий джип в него поместился, угонщиком пришлось заезжать внутрь на спущенных колесах.

Угон этого автомобиля — классический пример человеческой беспечности. Подъехав к АЗС на ул. Курчатова, водитель машины оставил ключи в замке зажигания и пошел расплачиваться за бензин. В этот момент Jeep Grand Cherokee и был угнал. Кстати, установленный на машине кнопочный иммобилайзер Clifford Black Jack, который в такой ситуации вполне мог бы спасти автомобиль, стоял в режиме Valet

Правила хорошего тона.

Механические свойства защиты.

Все известные на нашем рынке противоугонные замки, блокираторы и запоры можно условно разделить на два класса. К первому относятся устройства, не требующие квалифицированного монтажа. Это все без исключения блокираторы рулевого колеса (самые дешевые, уязвимые и бесполезные приспособления), замки на педали (тоже малоэффективные вещи), блокираторы колес и рулевого вала. Второй класс составляют устройства, эффективность которых можно оценить только после установки на конкретный автомобиль. В первую очередь это блокираторы трансмиссии и привода коробки передач. Имейте в виду, что максимальная защита автомобиля популярными замками штыревого типа (Mul–T–Lock, Defend–Lock, Sentry Gremlin и им подобными) достигается только при скрытом монтаже «в пол» — при таком способе установки устройство блокирует тягу привода под днищем автомобиля.

Еще один пример механического «эксклюзива» для отечественных автомобилей. Этот блокиратор устанавливается на ступицу рулевого колеса вместо штатного сильфона и в режиме охраны разрывает кинематическую связь между «баранкой» и рулевым валом. В 1997 году такое устройство спасло от угона редакционный ВАЗ-21099

Самый опасный враг — самоуспокоенность. Не думайте, что, однажды заплатив деньги за дорогую сигнализацию или блокиратор, вы раз и навсегда избавили себя от опасности. Многие угоны становятся возможными не из-за «капитуляции» системы охраны, а по причине беспечности автовладельцев. Оглянитесь: в каждом дворе стоят машины, хозяева которых никак не реагируют на периодические завывания своего четырехколесного друга. Почему? Не слышат? Или считают виновником тревоги прыгнувшую на капот кошку? Нет, мы не призываем круглосуточно дежурить у окна. Но, чтобы потом не пришлось кусать локти и рвать на голове волосы, реагировать на тревожный сигнал нужно. Постарайтесь соблюдать ряд простых правил. Первое из них — «правило ключей». Вне зависимости от того, какие обстоятельства вынудили вас покинуть салон автомобиля (легкая авария, необходимость закрыть крышку багажника, проверить, не спустило ли колесо, и т.д.), ни в коем случае не оставляйте ключи в замке зажигания! На бензоколонках (особенно загородных) автомобиль вообще лучше держать запертым — этим вы застрахуете себя от банальной кражи вещей из салона.

Второе правило касается пользования установленными средствами охраны. Если, забегая на пять минут в магазин, вы ленитесь ставить блокиратор рулевого вала, постоянно забываете купить новую батарейку для пейджера, а карточку транспондерного иммобилайзера держите не при себе, а в кармане за спинкой сиденья, то в случае угона обижайтесь на самого себя. Будьте дисциплинированы: аппаратура, за которую вы заплатили деньги, должна работать на вас, а не на угонщиков! Выкроите воскресным вечером хотя бы полчаса, прочитайте инструкцию к своей сигнализации и постарайтесь запомнить самые важные вещи. Сколько раз система должна «квакнуть» при постановке на охрану? А сколько — при снятии? Как отображается причина срабатывания? Какие сигналы охранный комплекс подает в случае неисправности датчиков? Как узнать количество занесенных в память брелоков и что делать, если система вдруг перестала реагировать на управляющие сигналы? Есть люди, которые годами ездят на машине, даже не подозревая, что охранная система стоит в режиме Valet. Вы не из их числа? Две трети автовладельцев не имеют понятия о том, как отключить сигнализацию по аварийному алгоритму (когда утерян брелок), и только единицы знают, что контактные датчики капота и багажника нужно менять раз в полтора года.

О третьем правиле нужно помнить, оставляя машину на сервисе. Даже если вы доверяете механику на все сто, все же снимите со связки ключей брелок — слесарю он ни к чему, а вам будет спокойнее. А если закрались хоть малейшие сомнения, проверьте, какое количество брелоков «зашито» в память процессора (многие сигнализации позволяют выполнять эту операцию без помощи установщиков). То же самое обязательно нужно сделать после покупки подержанной машины с уже установленной системой охраны.

И, наконец, четвертая рекомендация касается поведения при попытках угона. Если автомобиль с правильно настроенной чувствительностью датчиков сигнализации стал периодически завывать под окнами, обязательно выясните причину. Быть может, виной тому сильный ветер или все те же кошки. Но не исключено, что таким способом угонщики убеждают вас в возникшей неисправности и, действуя на нервы, подталкивают к тому, чтобы вы собственноручно отключили сигнализацию. Обнаружив попытку проникновения в салон (свернутые личинки замков, разбитое боковое стекло), спрячьте на время своего четырехколесного друга в гараж или на охраняемую стоянку. Если машина вдруг перестала реагировать на радиопосылки электронного ключа и упорно отказывается вставать на охрану, то, скорее всего, виновата разрядившаяся батарейка в брелоке. Проверьте это, переставив автомобиль на другое место, или попробуйте активировать систему, поднеся брелок вплотную к лобовому стеклу. И помните, что, просто закрыв машину ключом, вы, вполне возможно, сделаете именно то, чего от вас добиваются.

Проснувшись ночью под вой сирены и обнаружив рядом со своей машиной посторонних, ни в коем случае не пытайтесь совершить подвиг! В лучшем случае вас просто не выпустят из подъезда, в худшем — «встретят» у лифта. Включите свет в квартире (угонщики должны знать, что их обнаружили) и немедленно звоните в милицию. Единственная ситуация, когда лучше проявить полное бездействие, — это момент разбойного нападения с реальной угрозой здоровью или жизни. Отдайте им все, что просят. Нет такой машины, ради спасения которой стоит подвергать себя подобной опасности.

 

Нажмите что бы закрыть просмотр картинки